Традиции и культура

«Гость - посланник Бога» - гласит грузинская пословица.
На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого.


Грузинская архитектура

 Грузинское искусство, начиная с IV—V вв. вплоть до рубежа XVIII—XIX вв., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V-VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика. Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион, постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с более кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня,

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Купольные перекрытия видимо опираются отчасти на местные традиции зодчества Закавказья. Строения созданные в это время отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь вДзвели-Гавази в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), построенный в 590-604 годах. Архитектором его возможно был Микел Тхеди. Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVII века.


«Алаверди»

Традиция говорить «алаверди» перед тостом появилась в честь знаменитого грузинского князя. Если в Грузии кому-то во время тоста сказали это слово - этот человек будет обязан произнести ответный тост.Культура Грузии - симбиоз традиций грузинских, европейских и ближнего востока. С незапамятных времен Грузия была источником культуры, науки, теософии, философии, поэзии и искусства целого региона. Хотя ближайшие к Грузии соседи были Турция и Персидское царство, грузинскому государству ближе по духу была Европа. Недаром XIX век был ознаменован существенным подъемом культуры Грузии, появлением богатой грузинской литературы и развитием науки.


Живопись

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе, Александр Беридзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.


Литература и искусство

 Ранние памятники грузинской литературы относятся к V в. н.э. Много передовых времен своего времени внесли неоценимый вклад в становление культуры Грузии и национальной литературы (поэзия и проза): Шота Руставели (XII в.) с эпической поэмой "Витязь в тигровой шкуре"; Сулхан-Саба Орбелиани - автор толкового словаря грузинского языка (1716г); Акакий Церетели, Александр Казбеги, Михаил Джавахишвили, Илья Чавчавадзе, Нико Лордкипанидзе, Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа и Анна Каландадзе (XX в.). Николоз Бараташвили с поэмой "Мерани"; Важа Пшавела с 40 эпическими произведениями ("Свадьба щеголя", "Гость и его хозяин" и пр.), Гамсахурдиа: роман "Десница великого мастера";Табидзе: поэмы "Луна Мтацминды и Ветер". Большинство перечисленных произведений были переведены на разные языки и являются признанными шедеврами литературы и культуры Грузии.


Грузинский кинематограф

 Грузинский кинематограф, возникший как явление в советскую эпоху, представляет собой яркое и своеобразное явление. Грузинское кино создавалось в основном на студии «Грузия-фильм», помимо национального колорита, что в данном случае предполагается изначально, грузинский кинематограф имел легко узнаваемые черты, среди которых особое чувство мягкого юмора, метафоричность и симпатия к людям. В советскую эпоху грузинские кинематографисты умели избегать официозного соцреалистического стиля и создавали оригинальные и самобытные ленты, которые пользовались большой популярностью во всем Советском Союзе.


Грузинская музыка

 Грузинская народная музыка уже существует более 15 столетий, прекрасно сочетая в культуре Грузии традиции востока и запада. Хоровое многоголосье грузин строится на основе близких друг к другу тонов. Часто обычная грузинская песня поется в 3 голоса. Культура Грузии взрастила мэтров, выдающихся пианистов Элисо Вирсаладзе и Александра Торадзе, певицу Нани Брегвадзе, Паата Бурчуладзе, скрипачек Лиану Исакадзе и Марину Иашвили. Национальный симфонический оркестр Грузии хорошо известен за ее пределами. Известные грузинские композиторы, внесшие значительный вклад в культуру Грузии: Аракишвили Димитрий (1873-1953) создавший лирическую оперу в 1919 году "Сказание о Шота Руставели". Баланчивадзе Мелитон (1862-1973 гг) - автор 1-й грузинской оперы "Вероломная Тамара", он написал 1-е романсы на грузинском языке. Канчели Гия - современный композитор, автор оперы "Да будет музыка", нескольких симфоний и концертов, а также написавший музыки к огромному числу фильмов и спектаклей. Палиашвили Захарий (1871-1933 гг), один из столпов культуры Грузии, автор опер «Абесалом и Этери» и «Даиси» Квернадзе Бидзина (1928 г.р.) - автор хоровой, симфонической и фортепьянной музыки, ряда романсов, музыки к кинофильмам, балетным, оперным и драматическим спектаклям.


Театр

 Драматургия Грузии берет свое начало с середины XIX в. благодаря ее родоначальнику - крупного театрального деятеля, писателя и переводчика - Георгия Эристави (1811-1864 гг). Сейчас в Грузии более 30 действующих театров. Самые ценные для культуры Грузии из них: Академический театр оперы и балета им. З.Палиашвили, Государственный драматический академический театр им. Ш.Руставели, Государственный драматический академический театр им. К.Марджанишвили, Государственный русский драматический театр им. А.С.Грибоедова, Государственный музыкальный театр им. В. Абашидзе, Тбилисский государственный театр марионеток и Государственный театр кукол им. Г.Микеладзе